TUTORIAL ДЛЯ НЕЭКОНОМИСТОВ: ЧТО ВСЕ МЫ ХОТЕЛИ ПОНЯТЬ, НО НЕ ЗНАЛИ, У КОГО СПРОСИТЬ

Всем привет! Меня зовут Анна, еще недавно я работала координатором проектов Startup Women в Москве, а также занималась развитием двух собственных проектов - Your Sicilian Wedding (свадебные церемонии на Сицилии) и MOSCOWita (коллективный блог о бизнесе и жизни в Москве на итальянском языке). Вот уже более полугода, как я живу в Милане, где учусь в магистратуре лучшего бизнес-вуза Италии (Боккони) по специальности «Экономика и менеджмент инноваций и технологий». Спустя несколько месяцев после начала интенсивных лекций по тем предметам, о существовании которых после окончания журфака МГУ я даже не подозревала, мне пришла в голову неожиданная идея: почему бы не поделиться собственным опытом с читательницами StartUp Women?


Возможно, вам, как и мне, для осуществления ваших грандиозных бизнес-планов как раз не хватает профильных экономических и бизнес-знаний? Конечно, не имеет смысла пересказывать учебники, но суммировать некоторые, на мой взгляд, очень интересные и практически применимые вещи, было бы полезно. Чем я и собираюсь заняться в ближайшие месяцы — как для вас, так и для самой себя — чтобы лучше уложить в голове отдельные кусочки новых знаний. Сразу отмечу, что не будучи профессиональным экспертом в финансах и некоторых других вопросах, о которых мы неизбежно поведем речь в этом блоге, ожидаю от этих постов большого количества комментариев, поправок и опыта профессионалов данного сектора (инвесторов, финансистов) с историями о том, как все это применяется в реальной рабочей практике, особенно на примере России. Так что жду вашего feedback'а!

 

Венчурный капитал и new technology firm: инвестиции не для всех

Предлагаю начать наш «интенсив» формата tutorial с темы венчурного капитала. Но на этот раз лучше обойтись без банальных предположений о том, почему вам, как начинающему предпринимателю, в большинстве случаев откажут. Нет, это может случиться не потому, что вы – женщина, не потому что вы промямлили что-то невразумительное на питче, не умеете делать презентации или просто не понравились вместе с вашим проектом потенциальному инвестору. Есть и другие, не менее значимые причины, по которым вам могут отказать.

 

Почему вашему стартапу не дадут денег?
 

1)Потому что вы – не стартап

«У меня есть стартап», — распространенная сегодня фраза. «А у меня пока еще нет», - могу сказать про себя. На самом деле, чаще всего, когда так говорят, речь идет о проекте, который находится в пред-стартапной фазе. Стартапом ты становишься, когда начинаешь зарабатывать первые деньги (доходы). Оба мои проекта еще не вышли на стадию регулярных заработков, поэтому их нельзя назвать стартапами. Все знают, что проект начинается с собственных денег (3 F) или, как вариант, с государственного гранта (получение которого также предполагает немалые затраты). Но мало кто задумывается о том, какой должна быть сумма этих инвестиций от друзей и родственников (200 евро на хостинг и домен; 12 000 евро на вашу годовую зарплату плюс примерно столько же на аренду офиса?). На самом деле, это не три копейки, как многим из нас хотелось бы, и даже не 10 000 евро (в случае с масштабируемыми проектами часто столько требуется всего лишь на создание прототипа). Чтобы достичь фазы стартапа (а в дальнейшем перейти в качество зрелой компании) в большинстве случаев необходимо инвестировать порядка 1/5 того, что вы собираетесь попросить у венчурного инвестора (то есть, если вы просите миллион, то должны сами инвестировать хотя бы 200 000). Причем период, когда вы используете собственные средства и не зарабатываете, может длиться максимум 2-3 года. Так что у меня, например, осталось еще полтора года, чтобы начать зарабатывать;)

 


 

 

2)Потому что у вас нет клиентов

Даже если вам удалось поставить на ноги свой бизнес без кредитов (а такое в Интернете вполне возможно), вы когда-нибудь задумывались о том, почему на ранней стадии банки не дают вам денег? В первую очередь, из-за отсутствия контрактов с потенциальными поставщиками и, что еще важнее, с потенциальными покупателями вашего продукта/услуги. Так как все эти данные в той или иной форме (продаж, дебиторских задолженностей и прочее) фигурируют в вашем отчете о доходах (income statement) и балансе (balance sheet), то становится ясно, что вы не можете предоставить инвестору (в данном случае — банку) внятное объяснение того, как вы гарантируете постоянный денежный поток и, соответственно, гарантировать возврат на эту инвестицию. По той же самой причине деньги не дают и венчурные инвесторы. Мораль сей басни такова — если уж просить денег у кого-то, лучше запастись реальными (и желательно долгосрочными) контрактами, как с покупателями, так и с поставщиками.

 

3)Вы путаете неопределенность и риск

Вы говорите на разных языках, пытаясь убедить инвестора в том, что раз ваш проект супер-инновационный, то его будущее неопределенно («выстрелит-не выстрелит»). То есть венчурный инвестор ожидает от вас информацию о рисках, а вы рассказываете ему про «неопределенность» (uncertainty), которую он совершенно не обязан на себя брать. Возможно, вы не видите границу между первым и вторым. На самом деле, «риск» применительно к венчурным инвестициям означает, что вы в состоянии просчитать (математически!) все возможные результаты ваших действий (outcomes), а также вероятность осуществления каждого из них (probability). В случае с «неопределенностью» сделать это технически невозможно. То есть, грубо говоря, если вы не можете наглядно продемонстрировать инвестору, сколько он заработает в случае, если ваш проект будет развиваться по одному из 4-х условных сценариев (оптимистичному, хорошему, среднему, плохому), то инвестор вряд ли сможет принять позитивное решение по вашему проекту. От чего зависит вероятность? От многих факторов (в том числе и внешнеэкономических), но, конечно, в немалой степени и от уровня команды и основателей. На мой взгляд, для начала, чтобы самим не запутаться в цифрах и схемах и не запутать инвестора, лучший вариант — нарисовать что-то наподобие дерева с ответвлениями (каждое из них — это результат, а линия, что их связывает — вероятность, с которой мы получаем этот результат). Этот метод называется real options analysis (см. картинку 2) и часто используется в корпоративных финансах, а также для других целей. Позже мы поговорим о том, как просчитать все риски/вероятности и возможные результаты вашей работы (чтобы было с чем идти к инвестору).




На данной схеме мы видим, как real options method применяется в маркетинговом анализе в качестве инструмента принятия решений для последующего запуска продукта. Аналогично это работает и для венчурных инвесторов.


 

4) Возможно, вы работаете не в той сфере

Я точно знаю, что мои проекты венчурным инвесторам неинтересны, не только в силу их локальной ориентации, но и на других основаниях. Но в некоторых случаях бывает непросто оценить привлекательность проекта для венчурного инвестора (особенно, если он находится на пересечении нескольких секторов экономики). Например, для меня неожиданным оказалось объяснение того, почему венчурные инвесторы в целом не интересуются, так называемыми, life style firms. Венчурные инвестиции базируются на долевом участии инвестора в проекте (equity), и поэтому проекты, где предприниматели неохотно делятся своей долей, ими не рассматриваются. Life style companies — как раз такой пример: общая ценность таких компаний для экономики минимальна, так как в них трудоустроено небольшое количество сотрудников (соответственно, они не «растут» численно, как компании, постоянно выходящие на новые рынки). Предприниматели здесь предпочитают не прибегать к сторонним инвесторам и финансируют проект за счет собственных средств. Именно поэтому, даже если вы — исключение, и в ваш проект life style нужен будет сторонний инвестор, который размоет, тем самым, вашу долю до минимума, общая тенденция отрасли ограничивает ваш доступ к венчурным капиталистам. Казалось бы, банальная истина, но об экономике этого процесса я никогда раньше не задумывалась. Что же делать таким компаниям? Не пугайтесь! Если вы, так называемая, «soft» компания — то есть ничего не производите, вам не требуется дорогостоящее оборудование и так далее, то вполне возможно стартовать с собственных накоплений (и даже без кредитов). Однако, если ваших накоплений окажется недостаточно, чтобы покрыть необходимые расходы, связанные с ростом/расширением активности, к заемным средствам все-таки придется прибегнуть.




5) Вы ошиблись со специализацией фонда

Вы рассылаете инвесторам свои бизнес-планы как отчаявшийся итальянский безработный — во все возможные конторы, лишь бы на него обратили внимание. В то время как инвесторы почему-то (странно, не правда ли?) не удостаивают ваш проект вниманием, не назначают вам встречу или даже не отвечают. Все дело в том, что у каждого фонда есть своя специализация и, если так можно сказать, своя «сфера интересов». Если вы не попадаете в эту «сферу», стучаться в их закрытые двери бесполезно. Возможно, имеет смысл потратить немного дополнительного времени и написать несколько бизнес-планов под конкретные фонды, адаптировав данные по проекту из расчета того, что ожидают от вас именно здесь.
О том, как написать этот самый бизнес-план и какие именно данные надо адаптировать под конкретный фонд, мы узнаем очень скоро.

Насколько полезным для вас оказался этот tutorial? Напишите в комментариях или мне на почтуjournaliga@gmail.com.

 

Текст: Анна Леонова, MSc in Economics&Management of Innovation and Technology, Bocconi University 
Источники картинок: из архива Анны

Комментарии

comments powered by Disqus

Подпишитесь на дайджест!

Дайджест за месяц: самые лучшие статьи и возможности прошедшего месяца.
Анонсы мероприятий, предложения партнеров, информация о грантах и конкурсах.

Будьте на связи

Присоединяйтесь к нам во всех
социальных сетях