Тихо и скучно: Как построить успешный стартап?

Чуть больше месяца назад компания Indeed (сайт поиска работы по всему миру) был куплен Японской компанией Recruit Co Ltd. Точная цена покупки не разглашается, но по слухам она близка к миллиарду долларов. Indeed - очень успешная компания, но вы, скорее всего, о ней никогда не слышали. Основатели, Пол Фостер (Paul Forster) и Рони Кахан (Rony Kahan), очень приятные деловые люди, но они не стали знаменитостями, и вы не увидите их на первых строчках рейтингов и в вездесущей прессе. Спокойно, размеренно и тихо они работали на протяжении 8 лет. Как результат: фантастический exit компании, о которой вы даже и не слышали. 

Я все время вижу стартапы, которые состязаются и соревнуются в том, кто круче, клевее, хипстерее, и офигеннее. У нас - клевая команда, у нас есть много денег, а еще мы работаем в самом лучшем офисе и в оном стоят сине-блестящие диванчики. А еще мы применяем scrum-методологию, Антон Носик ходит у нас в менторах и на входе выдают тапочки с клевым логотипом нашей компании. 

Многие выезжают на "wow"-факторе, а через год исчезают с лица земли, не оставив даже намека на воспоминание в вашей голове. Как часто мы видим вспышку обсуждений, аплодисменты и восхваление только затем, чтобы забыть про этот стартап через неделю? Пресса и люди из тусовки перестали говорить о нем, в погоне за новой блестящей историей. 

Indeed никогда не был интересной историей для прессы, early adopters или тусовки, которая называет себя tech pundits. Но они, что более значимо, были привлекательны для основателей, инвесторов, работников и покупателей.
Более того, ранние евангелисты Indeed были довольно близки к mainstream population, гораздо более близки, чем аудитория среднего социального стартапа сегодня. Если вы строите социальное мобильное приложение, то вы, скорее всего, очень далеки от вашей основной аудитории. Ваши конечные пользователи, скорее всего, вообще, не представляют себе, как пользоваться вашим ресурсом и не понимают, как работает ваш "clean and apple like" интерфейс. Indeed помогал искать работу обычным людям, а не тем «клевым чувакам» из Силиконовой Долины. Они изначально и сознательно отмежевались от таргетинга на этих ребят в шлепанцах Nike и серых футболках. 

Я, к сожалению, смогла найти только одно интервью с основателями онлайн (что доказывает все вышесказанное - на поверхности их нет) - но по описаниям Пол и Рони - скромные ребята, настроенные на конечный результат. Все про фокус: цели, достижение целей, правильные ценности, верный подход к людям и maintaining it in the long term. 

Фишка Indeed в том, что они решают реальную проблему, не придуманную нами, в около-программистском мире и под влиянием всех этих бесконечных разговоров про user-base, «фишечки и шашечки», cool interfaces и разговоры про то, что и кто в кого и сколько вложил. Миллионы людей заинтересованы, они ежедневно ищут работу в интернете и правильно сделанный аггрегатор, собирающий всю эту информацию и делающий ее доступной для всех - действительно решает реальную проблему. 

Очень мало стартапов сегодня в России решают настоящие, если хотите, насущные проблемы. И я не побоюсь это сказать, но, увы, большая часть основателей стартапов даже не могут сформулировать, зачем они нужны и зачем реальные люди будут пользоваться их сервисом. Рекрутинговая индустрия-это очень хороший пример. У всех на устах вертится вечная фраза про то, что найти хороших людей действительно тяжело. Но это не есть реальная проблема. Когда вы начинаете копаться в проблемах HR менеджеров, когда вы начинаете задавать правильные вопросы - вы понимаете, что проблема состоит в том, что HR менеджеры, по большей части, плохие маркетологи. Нет у них силы принятия (decision making) решений в своих организациях, нет больших бюджетов, и много чего еще. И лишь наиболее простой инструмент постинга вакансий на аггрегаторе, вакансий, которые дойдут до широкой аудитории при простом нажатии кнопки post - вот, что решит эту проблему. 

А всего-то надо реально задуматься над базисом данной задачи – докопаться до истины и монотонно, рутинно двигаться к заданной цели, без фанфар и гламура, стильных интервью в New York Times и лишнего шума. Тихо и скучно. Дай Бог нам всем дорасти до настоящей скромности и добиться своих больших и прекрасных целей. Включая и меня, и мой собственный проект.

Текст: Таисия Кудашкина (Twitter @kudashkina)

Комментарии

comments powered by Disqus

Подпишитесь на дайджест!

Дайджест за месяц: самые лучшие статьи и возможности прошедшего месяца.
Анонсы мероприятий, предложения партнеров, информация о грантах и конкурсах.

Будьте на связи

Присоединяйтесь к нам во всех
социальных сетях