Простое зарабатывание денег не имеет смысла: Гузель Санжапова, Cocco Bello

Гузель Санжапова, создательница проекта Cocco Bello Bow Ties, недавно реализовала идею своего нового социального проекта -  крем-мёд с ягодами.  Говорим с Гузель сегодня о тонкостях развития социальных проектов.

О СЕБЕ

Я родилась в Екатеринбурге, в Москву приехала учиться в МГУ. Вернее очень не хотела, но поступила. После МГУ меня пригласили работать в Калининград, но меня «хватило» только на 8 месяцев — очень тяжелая погода. Вернувшись в Москву, я устроилась работать в IT-компанию SAP, уволилась оттуда я 31 мая 2013 года и ушла в полное свободное плавание. На момент увольнения — проект с бабочками существовал чуть больше года и приносил достаточное количество средств, чтобы появилась возможность подумать о будущем.

Компания SAP стала для меня очень большим толчком и опытом — именно там вовремя директор сказал, что «придешь без бабочки, уволю!».

Он, конечно же, пошутил, но мысль заложил верную. По итогам моего увольнения из  SAP, мне выплатили порядочную компенсацию, которая и послужила фундаментом в деле крем-меда. 

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Мне всегда хотелось заниматься чем-то, что приносит пользу обществу. Так в Калининграде я работала в Информационном бюро Совета Министров Северных Стран, в его деятельность входит осуществление различных проектов в сферах от энергосбережения и экологии до культуры. Именно тогда я поняла, что можно и нужно задуматься о нашем будущем сегодня, что зерно в плодородной почве обязательно даст побеги.

В нашей стране особенно нужны социальные проекты, потому что государственная машина не в состоянии решать накопившиеся проблемы.

Общество должно само созреть и придумать решение задачам, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни. В какой-то момент мои устремления сложились с финансовой возможностью и красивой,  вкусной идеей. Так появился крем-мед с ягодками, целью которого является не только накормить город хорошим продуктом, но и восстановить потерянную после развала СССР связь города и деревни, дать работу населению Малого Турыша в Свердловской области. На мой взгляд, сложные реалии можно менять, просто надо осознать необходимость делать это сейчас, не откладывая.

РЕШАЕМ ПРОБЛЕМУ

Лично по моим ощущениям, социальные стартапы изначально ставят своей целью решить какую-то социальную проблему. Путей достижения желаемой цели очень много — создание продукта, технологий или оказание услуг. Как мне кажется, самое главное в социальном стартапе — понять, в какой момент нужно перестраивать стартап в социально-ответственный бизнес. Ответственность без бизнеса, увы, самостоятельно долго существовать не может — накладные расходы и т.п. В моем идеальном мире каждый вид бизнеса должен нести какую-то смысловую нагрузку. Простое зарабатывание денег не имеет смысла, а вот социально ответственный бизнес может стать основой новой страницы истории не только вашей компании, но и страны в целом.

КРАУДФАНДИНГ

В какой-то момент, когда мой социальный проект крем-мед с ягодками был уже запущен и обрел первых клиентов, мы поняли, что сможем создать больше рабочих мест, но для этого нам нужно дополнительное оборудование. Так мы столкнулись с краудфандингом и создали свой теперь уже успешный первый проект. Мы заявили сумму в 150 000, собрали же 450 000. Наша история оставила нужный отклик в сердцах людей, они поверили и стали нашими потребителями. Ни один из 397 спонсоров еще не сказал, что продукт ему не понравился.

На сегодняшний день у нас идет второй проект на Бумстартере, целью которого является строительство цеха для производства крем-меда с ягодками, у людей появятся постоянные рабочие места. К слову сказать, в деревню уже привезли сэндвич-панели (стены цеха).

Самое сложное в краудфандинге — убедить аудиторию, что твоя история стоит внимания.

Краудфандинг в сфере еды — отдельный сложный сегмент. В интернете ты не можешь попробовать продукт, ощутить его аромат, потому нужно обязательно позаботиться о «вкусных» фотографиях и рассказать технологию производства.  Чтобы Ваш проект состоялся на Бумстартере я бы порекомендовала  представить идею или продукт потенциальным потребителям заранее. Найти возможные недочеты. Если все проверено, то наполните проект качественным контентом: фото, видео и сама история (только ни в коем случае не повторяйте текст тех, на кого равняетесь. Я уже повидала десяток проектов на бумстартере после нашего, которые также связаны с медом. В 9 проектах — куски текста наших двух проектов. Нам конечно приятно, это признание, но люди не понимают — что они заранее признают свою недееспособность. Кто поверит в проект, если он не неписан полностью тобой?).

Я вижу в краудфандинге два основных преимущества — ты привлекаешь не только финансовые средства спонсоров (что немаловажно на раннем этапе), но и делаешь их своими потребителями, закладываешь основу позиционирования на рынке. Также прошу обратить внимание, что ты остаешься финансово независимым — мне кажется, это очень большой плюс, когда у тебя не один инвестор под процент, а сотни тех, кто делает это за твой продукт.

ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН

Финансового плана изначально не было, потому что это была филантропская инициатива — нужно было помочь и вдохнуть надежду. С первыми продажами, конечно, появились планы и расчеты. Этим занимаюсь я, также я занимаюсь стратегией и продвижением. На данный момент мы находимся как раз в той стадии, когда ты понимаешь, что важно переходить в категорию социально-ответственного бизнеса, в нашем случае сделать продукт самоокупаемым — задача не из легких. 

FASHION VS FOOD

  1. Запуск производства крем-меда с ягодками по минимальным подсчетам обошелся в 300 тысяч, а бабочки в 30 тысяч.
  2. Целевая аудитория крем-меда гораздо шире, потому и стратегия развития будет немного другой.
  3. Схема расширения каналов продаж строится изначально по другому принципу, бабочки в большинстве магазинов отдаются под реализацию. Мед же мы отдаем только под закупку.
  4. Отличие в смысловой составляющей — крем-мед несет в себе большую и светлую миссию, на самом деле показывая жизнь и быт деревень. Бабочки же — штука модная, нужная людям, чтобы обратить внимание на себя, более эгоистичная что ли.
  5. Также я трезво понимаю, что бабочки — это дань моде, не могу прогнозировать их жизнь через год или два. А крем-мед вне моды и времени — это затея на долгие годы, потому и вложения пропорционально больше.

МАРКЕТИНГ

В первую очередь должен быть хороший продукт, за который не стыдно, а потом уже маркетинг. Должна быть история, зачем продукт/услуга, какие проблемы он/она призвана решить/кому помочь. Очень важны социальные сети в продвижении — они зачастую намного лучше информируют людей, чем СМИ. Также важно сарафанное радио. А еще важно умение договориться с прессой, донести им позитивную информацию об изменениях, ведь сейчас острый дефицит контента, кто знает, быть может завтра напишут о вас?

ПЛАНЫ

В ближайших планах — построить производственный цех, запустить интернет-магазин, который надо сделать максимально удобным для покупателей. Наладить четкую логистику. Также мы запустим новый продукт — травяной чай с ягодками. Ну и конечно нам надо вплотную задуматься о том, чтобы продукт появился на полках в магазине.
Если говорить про деревню — будем стараться по-тихоньку налаживать хоть какую-то инфраструктуру для жителей. Там закрылся магазин, нет даже места, где бы жители могли собраться и отдохнуть от забот. Также планируем посадить сад — мы приобрели соседний участок земли. 

ВДОХНОВЕНИЕ

Не так давно мы стали призерами конкурса социальных предпринимателей Social Impact Award, меня искренне поразил проект ребят, которые придумали технологию изготовления протезов на 3D принтере, тем самым, каждый протез уникален, а люди в них нуждающиеся должны быть довольны — все ведь сделано под твою фигуру за совсем посильные деньги.

Текст: Андрей Шуклин
Фото: Татьяна Шипигузова

Комментарии

comments powered by Disqus

Подпишитесь на дайджест!

Дайджест за месяц: самые лучшие статьи и возможности прошедшего месяца.
Анонсы мероприятий, предложения партнеров, информация о грантах и конкурсах.

Будьте на связи

Присоединяйтесь к нам во всех
социальных сетях