КАК РАБОТАЮТ И НА ЧЕМ ЗАРАБАТЫВАЮТ ВЕНЧУРНЫЕ ФОНДЫ? ЧАСТЬ 2

Мы продолжаем наш бизнес-tutorial от Анны Леоновой. 

 


Часть 1. Создание венчурного фонда:

что сделали инвесторы еще до того,

как вы постучались в их дверь?


 

Каждый инвестиционный фонд живет около 10 лет и проходит несколько стадий развития — от создания через закрытие (closing), период инвестирования и дальнейшую ликвидацию. В первой части этого материала я расскажу про то, что происходит вплоть до того момента, когда инвестор набрал себе портфолио проектов, а во второй — о том, как фонд оценивает собственную эффективность и на основе каких показателей выбирает, включать ваш проект в портфолио или нет. Также вы узнаете о том, почему стоит включать в ваш бизнес-план так называемые milestones, и что они собой представляют.
 

Итак, для начала рассмотрим отдельные стадии функционирования венчурного фонда и попытаемся понять, что происходит на каждой из этих стадий.
 

 

1. Создание фонда 

 

  • фандрайзинговая активность
     
  • генерирование deal flow. По сути, это означает, что инвесторы смотрят, достаточно ли у них денег, чтобы начать работу. У каждого фонда есть так называемый vintage year - год, когда происходит первый «набор» инвесторов (capital call) или совершается первая инвестиционная сделка фонда (в него не входят некоторые активности, например, как раз deal flow, которые начинаются за месяц до официального отсчета этого года).

 

 

2. Закрытие фонда 

(closing the fund)

 

Оба пункта относятся к учреждению фонда, последующий — уже к процессу инвестирования.
 

 

3. Процесс выбора инвестиций 

(investment selection process)



  • скрининг бизнес-плана (да-да, вашего бизнес-плана, а также бизнес-плана ваших конкурентов);
     
  • оценка бизнеса и дью-дилидженс (независимая оценка объекта инвестирования перед покупкой компании или сотрудничеству с ней). С помощью DueD оцениваются возможные риски (например, финансовые, юридические и т.д.) При сборе данных учитывается любая информация, независимо от источников её происхождения. Изучение полученной информации делается различными специалистами по отдельности, затем составляется сводный анализ. Решение принимается экспертами DueD отдельно от заказчика. Форма подачи бывает развёрнутой (с приложением отдельных промежуточных выводов специалистов, источников информации) или в виде краткой рекомендации о дальнейших действиях (Wikipedia);
     
  • переговоры по сделке и разделение финансирования на раунды. Вопрос: почему инвесторы предпочитают финансирование по раундам? Ответ: потому что с помощью специальных показателей (milestones), о которых мы поговорим далее, они определяют, а стоит ли им вкладывать в ваш проект деньги, если вы за время первого раунда не принесли им никакого capital gain? На самом деле, со стороны может показаться, что этот подход устраивает только инвестора, но это не так. Финансирование по раундам выгодно и самому предпринимателю, так как в случае неудачи ему не нужно продолжать тратить свое время и деньги на неработающую идею. Кроме того, благодаря раундовому финансированию, стоимость доли предпринимателя возрастает, так как удается избежать эффекта ее размывания (dilution), связанного с необходимостью вхождения в проект дополнительных инвесторов. По окончанию переговоров вы можете (по желанию) подписать предварительный договор с инвестором (term sheet) о размере доли и ее стоимости (share price). Рассчитывается share price как общая сумма инвестиций, деленная на количество предложенных долей / акций (как в примере с Amazon в 1995 году — см. картинку). Так, в 1995 году первым покупателем долей в Amazon.com стал Tom Alberg. Для него стоимость доли составляла 0,33, так как он купил 150 000 акций в обмен на 50 000 $ инвестиций, вложенных в компанию Джеффри Безоса.

 

 

Инвестор рассчитывает выгоду для себя согласно капитализации, то есть размеру инвестиций, деленному на его долю. Эта формула демонстирует так называемую Post-Money Valuation (то есть оценку инвестора), в то время как ваша оценка собственного бизнеса — это Pre-Money valuation, которая рассчитывается как Post-Money Valuation минус внешнее финансирование (см. две формулы ниже).

 

 

Post-Money Valuation

 

 

Pre-Money Valuation

 

 

  • Additional capital calls (дополнительный «набор» капитала). Инвесторы, которые готовы были принять участие в учреждении фонда, должны немедленно обеспечить фонду необходимый капитал — то есть 100 % обещанного ими вклада. Если вдруг инвестор говорит, что готов дать только 50 %, а не сто, потому что он, например, недавно купил себе новую Феррари, то он автоматически считается ненадежным и теряет свой авторитет в профессиональном сообществе. Обычно инвесторы, которые вкладывают свои собственные накопленные средства (и которые вполне могут предпочесть покупку Феррари новой инвестиции в стартап), то есть те, кого обычно называют бизнес-ангелами или smart money, не могут войти в фонд на этой стадии. Дополнительный «набор» капитала предназначен для так называемых sophisticated investors - то есть для институциональных инвесторов (банков, корпоративных инвестфондов, пенсионных фондов и так далее).
     
  • Подписание контракта и инвестирование капитала. Как только вами подписан полноценный договор об инвестировании (не term sheet!), ваши отношения с инвестором приобретают юридическую силу. В этом договоре также прописывается, сколько конкретно акций (какая доля вашего проекта) будет размыта в результате этой сделки.

 

 

 


Часть 2. Портфолио вашего инвестора: 

какие ваши документы 

лежат у него / нее в папке?


 

 

В тот момент, когда вы заносите ручку над листом бумаги, чтобы поставить подпись под самой важной сделкой в вашей жизни... Инвестор уже сказал вам «да», и у него на столе лежит папка с документами по вашему проекту. Стоп! Какими документами? Мы совсем забыли о том, что же именно вы показали инвестору перед тем, как он принял позитивное решение.

 

Итак, что у него в папке?

 

Финансовые документы:

• ваш бизнес-план и executive summary по бизнес-плану (о том, как написать это summary и что входит в бизнес-план, расскажу чуть позже);
• в случае, если это уже не первый раунд финансирования, или у вас были другие инвестиции (полученные не от венчурных капиталистов), то вы должны предоставить соответствующие финансовые документы по минувшим сделкам;
• документ, в котором вы четко указываете размер запрашиваемых инвестиций;
• документ, в котором вы поясняете, зачем вам нужна бОльшая сумма инвестиций (в случае, если эти — уже не первые)

 

Предпринимательские гарантии (track records), благодаря которым оцениваются шансы на успех вашей команды:

• описание команды проекта;
• документы, в которых подчеркивается специализация и полноценный состав команды, разделение труда внутри стартапа (только если вы запрашиваете инвестиции во втором раунде);
• информация о бэкграунде (образовании) членов вашей команды, в случае с наличием специалистов уровня advanced — с PhD — об их количестве и профиле образования;
• информация о предыдущих предпринимательских активностях членов команды;
• информация о предыдущих местах работы по найму членов команды (здесь особенно обращают внимание на соответствие предыдущих мест работы профилю стартапа или на аналогичный опыт работы в небольших растущих компаниях).

 

Возвращаясь к работе фонда... После набора портфолио, куда, без сомнения, вошел и ваш проект, для фонда начинается стадия его менеджмента. К ней относятся последующие три пункта:


4. Создание value и мониторинг


инвестиционной активности

 

  • работа совета директоров;
  • анализ перформанса фонда и его регулярный пересмотр;
  • менеджмент, рекрутинг и замещение предпринимателей внутри портфолио;
  • управление внешними связями;
  • управление дополнительными финансовыми средствами.

 

Постепенно фонд приближается к ликвидации:


5. Harversting investment 

(сбор инвестиционного урожая)



На этой стадии ваш проект (и другие проекты фонда) должны совершить всем нам хорошо знакомый exit — то есть либо выйти на IPO, если это предполагалось, или же «продаться» другой компании (в терминах VC это так называемый liquidity event/way out). Именно поэтому нужно обязательно заранее (еще на фазе бизнес-плана) выяснить, кто мог бы стать потенциальным покупателем в вашем случае. Ведь, как вы помните из предыдущего Tutorial, венчурные фонды не инвестируют в life style firms.


6. Дистрибуция



Инвесторы отслеживают track records (информацию о том, как фонд «показал себя» в прошлом, которую обычно предоставляют независимые консультанты) и milestones для учреждения нового фонда.

 
 

 


Что такое milestones и в чем их важность?




Это специфические для вашего бизнеса показатели, которые сторонний инвестор также может проконтролировать, и которые используются вами в качестве benchmark — то есть некоторого идеализированного/«среднего по больнице» результата ваших действий. С ними в дальнейшем сопоставляются все остальные данные (например, показатели ваших конкурентов). Milestones нужны инвестору для того, чтобы оценить вас как предпринимателя, а также снизить неопределенность и объяснить существующий риск. Так как наличие milestones позволяет инвестору оценить ожидаемый cash flow и IRR, у тех, кто готовит milestones в рамках своего бизнес-плана, больше шансов получить финансирование.
 

Milestones, относящиеся к циклу жизнедеятельности продукта / услуги (считается в деньгах, потраченных на каждую фазу / полученных в результате каждого из этих действий):

1) тестирование концепции и самого продукта
2) изготовление прототипа
3) первое финансирование (сколько денег вложили)
4) завершение работы над первой версией продукта
5) рыночное тестирование (сколько потратили на маркетинг)
6) запуск
7) первые доходы
8) первая реакция конкурентов
9) первый редизайн / доработка продукта
10) первое существенное изменение цены
 

Milestones нужны для того, чтобы показать инвестору: вы в состоянии достигать краткосрочных целей, а значит – заслуживаете следующего раунда финансирования.

 

Текст: Анна Леонова, MSc in Economics&Management of Innovation and Technology, Bocconi University 
Фото: Luca Stefanutti (c)

Комментарии

comments powered by Disqus

Подпишитесь на дайджест!

Дайджест за месяц: самые лучшие статьи и возможности прошедшего месяца.
Анонсы мероприятий, предложения партнеров, информация о грантах и конкурсах.

Будьте на связи

Присоединяйтесь к нам во всех
социальных сетях