КАК ПРОСЧИТАТЬ, СКОЛЬКО БУДЕТ ЗАРАБАТЫВАТЬ ВАШ ПРОЕКТ?

Мы продолжаем наш бизнес-tutorial от Анны Леоновой. Вот уже более полугода, она живет в Милане, где учится в магистратуре лучшего бизнес-вуза Италии (Боккони) по специальности «Экономика и менеджмент инноваций и технологий». Сегодня Анна расскажет о финансовом прогнозировании.

 


Часть 1. 

Income statement & Balance Sheet


 

Прогнозировать ваши будущие доходы довольно сложно, но возможно. Для этого понадобится всего-то три документа — income statement (отчет о доходах), balance sheet (баланс) и cash flows statement (движение денежных средств), которые затем нужно будет грамотно объединить. С чего начать создание этих документов? Давайте вместе вспомним (или изучим — кто пока в этом не разбирается) азы международных финансовых стандартов.


Сначала нужно грамотно определить так называемые assumptions — то есть «отправные точки», гипотезы, на которых будут базироваться ваши расчеты. Такими отправными точками могут стать данные о количестве потенциальных клиентов/покупателей/посетителей сайта, средняя стоимость рекламы на вашем сайте в какой-то определенный год, количество проданных товаров/услуг, growth rate, процент инфляции и так далее. Эти данные необходимы для того, чтобы подсчитать ваши будущие доходы, которые обычно прогнозируют на 5 лет, начиная с нулевого года. Чаще всего первые два года вы либо совсем не генерируете доход, либо генерируете его в недостаточной для покрытия расходов степени, так что не пугайтесь — это нормально. Например, при продажепианино необходимо в достаточной мере информировать потенциальных покупателей, наработать клиентскую базу, а лишь потом будут идти продажи. Начиная с конца второго — начала третьего года, когда проект входит в фазу стартапа, появляются первые существенные заработки, которые позволяют выйти на точку безубыточности.

 

Но тут возникает вполне закономерный вопрос: где взять данные по проекту, которого, по сути, еще нет? Здесь на помощь приходят аналогичные проекты. Конечно же, вы убеждены, что ваше творение уникально, а потому у него нет конкурентов или же отсутствуют прямые аналоги, но это далеко не так. Может быть, вы продаете какой-то уникальный товар или услугу  тогда имеет смысл посмотреть на продажи и цены, которые предлагают те, кто продают таким же способом другие товары/услуги. Данный метод сопоставления с неким эталоном  другой, похожей на вашу, компанией называется yardstick. Данные о компаниях по отдельным индустриям (только по США), которые могут послужить эталоном для вас хранятся на сайте Risk Management Association (RMA) всоответствующем разделе. Естественно, эта информация не бесплатна. Аналогичные данные можно найти в Almanac of Business and Industry Financial Ratios (CCH, Inc.); Industry Norms and Key Business Ratios (Dun & Bradstreet, Inc.); докладах Internal Revenue Service и отчетах Value Line Investment Survey и the Standard & Poor's Analysts' Handbook.

 

Когда вы определили ключевые assumption и расписали их в файле xls, можно приступать к созданию income statement (еще его называют P&L — profits&losses) и balance sheet. Кто так или иначе знаком с международным бухучетом, знает, что в income statement вы указываете свои доходы и расходы по всем операциям за определенный период времени — чаще всего квартал или финансовый год. В свою очередь, balance sheet, или отчет о финансовом состоянии фирмы, представляет собой «снимок» компании, сделанный в определенное время и фиксирующий данные об активах (assets) и пассивах (liabilities), а также equity — долях (акциях), которыми владеют лица, причастные к созданию вашей компании (например, ко-фаундеры).


Ниже приведена краткая схема-описание — для освежения в памяти  что обычно включается в income statement.

COGS (cost of goods sold)  это все затраты на производство вашего товара (в том числе, сырье). Для ритейлера COGS — это оптовая цена товара, который в последующем будет перепродан. Для компании, занимающейся услугами, это стоимость человеческого труда и оборудования. Из доходов мы вычитаем COGS, затем операционные расходы (административные и прочие платежи) и получаем наш доход без учета процентов и налогов (EBIT  операционная прибыль), потом вычитаем и их и получаем чистый доход (net income). EBIT очень важна как для менеджеров самой компании, так и для потенциальных инвесторов в ваш проект, так как она служит индикатором того, что происходит в самой компании без учета макроэкономических факторов (то есть налогов и процентов по кредитам).

 


Теперь давайте обратим наше внимание на баланс. Что туда включено? Слева — активы, справа — пассивы (обязательства и доли). Все активы приведены в порядке уменьшения ликвидности, поэтому начинается все с наличных денег. Затем идут дебиторская задолженность (то, что вам должны ваши поставщики) и инвентарь (товары, готовые к продаже). Вместе они составляют так называемые текущие активы. Дальше мы видим, что есть еще некие фиксированные активы (PP&E — property, plant & equipment), то есть собственность и оборудование, необходимое для прозводства. Они подвергаются амортизации (depreciation), которую мы вычитаем. Вместе с нематериальными активами (логотипы, бренд и тд.) все вышеперечисленное формирует total assets. Аналогично и с правой частью: кредиторская задолженность (что вы должны поставщикам), зарплата и векселя к оплате составляют текущие обязательства, далее учитываем долгосрочную задолженность (банковские кредиты сроком на более чем полгода) и получаем в сумме total liabilities. Затем рассматриваем equity, в которую включены обыкновенные акции (common stock), дающие право голоса и владения частью компании тому, кто ими обладает, и так называемый нераспределенный доход (retained earnings).

Другие материалы из блога Анны Леоновой можно найти здесь.

Текст: Анна Леонова, MSc in Economics&Management of Innovation and Technology, Bocconi University Фото: из архива Анны.

Комментарии

comments powered by Disqus

Подпишитесь на дайджест!

Дайджест за месяц: самые лучшие статьи и возможности прошедшего месяца.
Анонсы мероприятий, предложения партнеров, информация о грантах и конкурсах.

Будьте на связи

Присоединяйтесь к нам во всех
социальных сетях